fbpx

Условия правомерного функционирования зарубежных структур в рамках законодательства РФ

Содержание

Алексей Гайдов выступил в качестве эксперта на конференции, посвященной практике международной налоговой оптимизации в 2015 году. Предлагаем Вам ознакомиться с ответами на вопросы участников конференции.

Какие существуют способы оптимизации налогообложения при продаже бизнеса?

В России продажа бизнеса путем отчуждения акций (долей) в организации влечет возникновение налоговой обязанности у лица, получившего доход от реализации таких акций (долей). Для физических лиц такие доходы включаются в налоговую базу по НДФЛ, для организаций – по налогу на прибыль.

Однако, бизнес (например, доли в компании) может быть продан не непосредственно, а путем продажи акций иностранной (в том числе оффшорной компании), являющейся учредителем (участником) фактически продаваемой компании. Если такая сделка заключается между двумя оффшорными компаниями и регулируется законодательством одной из оффшорных юрисдикций, то полученный по ней доход не облагается налогом.

В ряде стран, например, на Кипре, доходы, полученные в результате продажи акций, освобождены от налогообложения (лишь доходы от распоряжения акциями компании, владеющей недвижимостью на Кипре, будут облагаться налогом на прирост капитала по ставке 20%).

icon banner global
Корпоративные и налоговые услуги

Расскажите, что вы знаете о введении запрета офшорным компаниям выступать учредителями российских юридических лиц.

На сегодняшний день такого запрета не существует. Оффшорные (как и иные иностранные) компании вправе учреждать российские юридические лица, приобретать в них доли участия и распоряжаться такими долями.

Тем не менее, в конце 2014 года в Государственной Думе прозвучала идея исключить такую возможность для оффшорных компаний. Данное предложение пока не получило развития, а соответствующий законопроект не вносился на рассмотрение. Реализация такой инициативы потребовала бы внесение изменений в нормы гражданского законодательства о юридических лицах, что, безусловно, вышло бы за рамки мер деофшоризации, заявленных ранее в Посланиях Президента РФ 2013 и 2014 гг.

Хотелось бы услышать мнение по следующим тезисам: 1) Возможна ли эффективная налоговая оптимизация в рамках налогового законодательства? 2) Возможно ли, в принципе, рассматривать бюджетное возмещение НДС с точки зрения налоговой оптимизации? 3) Насколько эффективно использовать оффшорные зоны для долгосрочной налоговой оптимизации? 2) И возможно ли, в принципе, понятие «долгосрочная налоговая оптимизация»? 

1) Если под налоговой оптимизацией (налоговым планированием) понимать меры по законному снижению налоговой нагрузки, то налоговая оптимизация в рамках закона возможна. Однако она не безусловна и имеет определенные пределы (ограничения).

Во-первых, это формальные пределы, то есть наличие или отсутствие юридической возможности предпринять то или иное действие (например, выбрать тот или иной предусмотренный законом налоговый режим, воспользоваться той или иной льготой, освобождением или вычетом). Во-вторых, есть менее формальные (но не менее важные) пределы налоговой оптимизации, вырабатываемые правоприменительной практикой (напр., понятие «добросовестности», судебные доктрины «необоснованной налоговой выгоды», «деловой цели», приоритета существа сделки над ее формой и т.д.). В настоящее время такие доктрины активно применяются налоговыми органами и судами (в том числе по делам, связанным с использованием иностранных компаний). Некоторые из них, несмотря на свою неоднозначность, в перспективе могут получить законодательное закрепление.

Что касается «эффективности» налоговой оптимизации, то о ней можно говорить лишь применительно к конкретной ситуации, сопоставляя конкретные цифры.

2) Возмещение НДС – это компенсационный механизм, предусмотренный законом и, в принципе, не имеющий отношения к налоговой оптимизации. В то же время, он часто оказывается полем для злоупотреблений, а иногда и преступлений. Такие действия могут включать создание искусственных схем с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем незаконного возмещения НДС из бюджета. Например, в России незаконное возмещение НДС как правило квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Также следует отметить, что требования к обоснованности сумм, заявляемых к возмещению, а также практика налоговых органов и судов по делам, связанным с возмещением НДС в разных странах, могут различаться.

3) Эффективность использования оффшорных компаний зависит от качества построения соответствующей структуры и конкретных обстоятельств (как зависящих, так и не зависящих от клиента). В любом случае следует иметь в виду, что оффшоры в современных условиях а) не гарантируют абсолютной конфиденциальности корпоративной и финансовой информации; б) могут иметь проблемы с осуществлением банковских транзакций с респектабельными юрисдикциями или в определенных валютах; в) в ряде стран (включая Россию) включены в «черные» списки (что влечет определенные ограничения), и подпадают под правила о контролируемых иностранных компаниях (т.е. их прибыль подлежит налогообложению в составе налоговой базы контролирующего их лица).

4) В настоящее время говорить о «долгосрочной» налоговой оптимизации довольно сложно. На «срок годности» той или иной структуры могут влиять такие факторы, как:

– изменения законодательства соответствующей юрисдикции;

– внедрение в правоприменительную практику специальных норм и доктрин, направленных на противодействие схемам уклонения от уплаты налогов;

– развитие механизмов международного обмена налоговой информацией;

– риски, связанные с банковским регулированием, валютным контролем, санкционной политикой;

– иные коммерческие и некоммерческие риски.

При более или менее долгосрочном налоговом планировании анализ соответствующих рисков должен осуществляться не только на текущий момент, но и на перспективу, с учетом вектора национальных налоговых политик, тенденций судебной практики и действий международного сообщества.

Прошу вас рассказать, как иностранная компания может сэкономить на налогах в нашей стране? Обязательно ли иностранной организации создавать обособленное подразделение?

Прежде всего, налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, экономия на налогах не должна быть единственной или основной целью создания или деятельности организации.

Если же у иностранной компании есть иные (помимо налоговых) причины для ведения деятельности в РФ, такая компания вправе воспользоваться льготами и гарантиями предусмотренными российским налоговым и инвестиционным законодательством (в том числе региональным), предварительно изучив условия, на которых они предоставляются.

Деятельность иностранной организации в России возможна как путем создания филиала или представительства в РФ (которые подлежат аккредитации в ФНС России – с 2015 г.), так и путем учреждения дочернего российского юридического лица (либо участия в российском юридическом лице). Также иностранная компаний может осуществлять те или иные операции, и получать доход от источников в России, и без присутствия в России в какой-либо организационно-правовой форме (однако, это не освобождает ее от налогообложения полученных ею в РФ доходов согласно ст. 309 НК РФ).

Каковы преимущества дочерней компании перед постоянным представительством? Чем отличается налогообложение постоянных представительств нерезидентов от налогообложения компаний – резидентов России?

Иностранная компания (чья деятельность в РФ образует «постоянное представительство» для налоговых целей) и дочерняя российская компания (налоговый резидент РФ) имеют практически одинаковые налоговые обязанности. В обоих случаях необходима постановка на учет в налоговых органах, сдача налоговых деклараций и уплата всех применимых налогов (на прибыль организаций по ставке 20%, НДС, налог на имущество организаций и др.) и страховых взносов.

Важным преимуществом дочерней компании (напр., в форме ООО) является ограниченная ответственность ее участников.

Также, существенное отличие состоит в том, что иностранные организации (в том числе те, чья деятельность в РФ образует постоянное представительство), в отличие от российских, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Вместе с тем, и российские организации (включая дочерние организации иностранных компаний) также не могут пользоваться УСН, если доля участия в них других организаций (в том числе иностранных) составляет более 25%.

Таким образом, создание дочерней компании обычно рассматривается как более предпочтительный вариант.

Вместе с тем, как показывает одно из последних судебных решений, самостоятельный статус дочерней компании (при выплатах ею роялти в адрес одного из своих иностранных учредителей по договору субконцессии) может быть поставлен под сомнение для налоговых целей. По мнению налогового органа, ООО фактически функционировало на территории РФ как представительство люксембургской компании (головной компании группы). В связи с этим налоговый орган расценил выплату российским ООО лицензионных платежей в адрес голландской (материнской) компании в качестве недопустимого инструмента налоговой оптимизации. Арбитражные суды трех инстанций согласились с таким подходом (см. Постановление АС МО от 11.06.2015 по делу № А40-138879/14).

Должна ли встать на налоговый учет иностранная фирма, не имеющая представительства и желающая приобрести недвижимость в собственность на территории России?

Да. Такая обязанность существует для всех организаций, включая иностранные.

Постановка на учет иностранной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой постановки на учет иностранной организации в налоговом органе в этом случае будет являться дата регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Недвижимость в России, принадлежащая иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в РФ через постоянное представительство, является объектом налогообложения налогом на имущество организаций. Соответственно, у компании возникнет обязанность по подаче деклараций по налогу на имущество организаций и уплате данного налога.

Каковы основные причины работы через оффшор? Что вы можете рассказать об этом?

Причинами выбора иностранной (в том числе оффшорной) юрисдикции для ведения бизнеса могут быть:

– стабильное корпоративное и налоговое законодательство;

– независимая судебная система; гарантии прав собственности и банковская тайна;

– конфиденциальность владения;

– облегчение расчетов с иностранными партнерами, отсутствие валютного контроля;

– для классических оффшоров – отсутствие налогообложения прибыли компаний;

– для юрисдикций с обычным или высоким налогообложением – возможность законного снижения налоговой нагрузки путем применения соглашений об избежании двойного налогообложения, директив ЕС или законов отдельных стран;

– простота процесса регистрации и администрирования компаний.

Разумеется, каждое из указанных преимуществ имеет ряд серьезных оговорок, а общая ситуация с оффшорами продолжает изменяться в сторону ужесточения национального регулирования под давлением международного сообщества. Поэтому выбор юрисдикции должен осуществляться с учетом задач клиента и оценки конкретной ситуации.    

Оцените эту страницу!
[Всего: 1 Средний: 5]
Подпишитесь на нас в социальных сетях
Узнавайте первыми наши новости про международное налогообложение, регистрацию компаний, релокацию и создание бизнеса в различных государствах.

Поделиться этой статьей

Остались вопросы? Свяжитесь с нами сейчас

Прокрутить вверх

Запишитесь на бесплатную консультацию

Цель вводной консультации - познакомить вас с нашими услугами, а также обсудить ваши индивидуальные потребности, связанные с регистрацией (обслуживанием) компании и открытием банковского счета.